Жизнь, наполненная глубиной

Первые в жизни заплывы на открытой воде. Как это было

Предыстория

Заниматься плаванием более-менее серьезно я начал примерно полгода назад. «Серьезно» — это значит, решил научиться делать это правильно. До этого плавал в основном брассом, да и то, будучи самоучкой. Так я оказался в клубе. Все шло неплохо и прогресс был достаточно быстрым. Прошел базовый курс, начались и закончились карточки, начались продвинутые карточки. Началась постепенное увеличение дистанции: 100 м, 200 м и т.д.

Где-то в середине базового уровня начались первые разговоры о поездке на открытую воду. В Дахаб или Грецию.  Дахаб мне был не интересен, поскольку я там был уже раз сто, наверное, поэтому мысль крутилась вокруг Греции. Мысль эта была новая, неожиданная и чем-то волнующая. Когда я попытался поймать эту мысль, прижать ее к стеклу и рассмотреть повнимательней, то понял, что она меня больше пугает, чем привлекает. Экстраполируя свои ощущения в бассейне на море, я чувствовал, что не готов и что это будет полный экстрим и малоприятная борьба за жизнь. И я не мог найти никакого логического объяснения обратному.

Мне было непонятно:
  • как можно плавать километрами в море, если в бассейне уже после 100 м я испытываю стойкий дискомфорт
  • как плавать среди волн, ведь в бассейне даже волна от проплывающего мимо коллеги, порой, заливает на вдохе
  • как быть, если хлебнул воды или просто устал. Нет бортика, нет дорожки
  • как быть на глубине, где не видно дна. Мне это всегда щекотало нервы
  • как вообще думать об этом всерьез при моем уровне

Короче говоря, я чувствовал, что в моем случае это просто авантюра. И что тренеры расстроятся, когда это увидят.

Однако мои попытки объяснить это тренерам постоянно натыкались на одни и те же странные аргументы вроде:

• еще два месяца впереди, ты будешь более чем готов
  • в море плавать легче
  • море подстегивает прогресс
  • море никого не оставляет равнодушным и т.п.

Все это вызывало у меня недоверие. Я в море кувыркался много лет (виндсерфинг, кайт), и знаю, что это такое… Согласиться мог только с последним пунктом, насчет не-равнодушия.

Судя по всему, такой настрой у наших пловцов встречается нечасто. За полтора месяца до нашей поездки ребята уезжали в Дахаб, и, насколько я видел, ни у кого не было таких сомнений и все ехали с удовольствием. Во всяком случае, мне так казалось. А может быть, люди вроде меня просто молча не поехали? Тогда этот рассказ поможет им в следующий раз сделать иной выбор.

Дернули за язык

В общем, ехать я не собирался. Не собирался, но в один прекрасный день зачем-то согласился. Зачем — до сих пор для меня загадка :) Но слово не воробей и пришлось полезать в кузов. Отказываться было неудобно и нежелательно по разным причинам.

Что ж… время еще было, можно было спланировать подготовку так, чтобы ко времени поездки решить главные проблемы, которые меня беспокоили: неуверенное дыхание и необходимость проплыть положенные 500м. Чем я и занялся.

Последние полтора месяца проводил по 3-4 тренировки в неделю, вставая в 5:30 утра, чтобы успеть до работы. И хотя основные задачи во многом удалось решить, уверенности мне это не прибавило. Одно дело — проплыть один раз 500 метров в тепличных условиях и другое дело — делать это каждый день в море, где волны и нет бортика и глубина…  Короче говоря, мой скепсис не спадал по мере приближения даты Х.

Место

Вурвуру — это небольшой поселок на берегу одного из заливов Эгейского моря. Если точнее, на берегу полуострова Ситония, который является частью Халкидики. В прошлом, судя по всему, это была рыбацкая деревушка, которая со временем превратилась в дачный поселок. Позднее дачки превратились в небольшие семейные отельчики. По сути, поселок представляет собой улицу, протянувшуюся вдоль подковообразного берега бухты. Улочка состоит из этих самых дачек и отельчиков. Место тихое, много наших туристов с детьми. Местами орут петухи. Редкие флегматичные коты шныряют по мусорным бакам. А в одном из заброшенных дворов пасётся мечтательный пони :) Основная часть побережья — песчаные пляжи с бирюзовой водой. Бухта защищена от большой воды залива островом. Достаточно жарко в июне, но не так, как в Египте. По нашему общему мнению, переносится легче, чем в Дахабе. Вода комфортная — можно бултыхаться часами и не мерзнуть. Отельчики представляют собой виллы с номерами, в которых обычно, помимо основной комнаты, есть небольшая детская спальня и кухонный уголок: печь, холодильник, посуда и т.д. В общем, простенько, но неплохо. Место идеальное для комфортного спокойного семейного отдыха.

Природа красивая — море, песчаные пляжи и местами скалистые берега, поросшие деревьями и горы, покрытые соснами. Рядом Афон, бухта Афродиты… Вот бы оттуда устроить заплыв!

Если говорить об акватории, то значительную часть бухты занимает условное мелководье, где глубина не превышает, на глаз, 5-6 метров. В средней и восточной частях поглубже — 30-50 метров. У самого берега довольно протяженное настоящее мелководье. Здесь плещется детвора и здесь же удобно учить начинающих. Сильного ветра и волны не было. Разве что к вечеру пару раз немного раздувало.

Для меня большим плюсом было обширное мелководье, где можно устраивать настоящие заплывы в несколько километров. Глубины я побаиваюсь. Там водятся бабаи.

Море

День 1

В первый же день выяснилось, что в продвинутой группе я буду единственным участником. Планировалось, что нас будет двое, но вторая участница оказалась не готова и перешла в начальную группу. Наверное, это первое, в чем мне сильно повезло — Маша оказалась моим индивидуальным тренером. Второе, с чем мне сильно повезло — это то, что Маша не стала устраивать мне Спарту, чего я все время опасался. То ли этого и не было предусмотрено методикой, то ли она серьезно отнеслась к моим сомнениям. Первая тренировка была короткой, как мне показалось. По факту — около часа. Проходила она на мелководье, с прозрачной бирюзовой водой. Так что, отсутствие бортика не было проблемой. Обычные наши разминочные упражнения: супермен, скольжение, молния 3, глаз кита и т.д. И на этом все. Знакомство с акваторией, привыкание к воде, волне и гидре.

И уже тут меня ждали первые сюрпризы. Во-первых, меня никто не собирался бросать на глубину и заставлять плыть километр. Во вторых, соленая вода + гидрокостюм действительно добавляют плавучести. Причем настолько сильно, что ноги не то, что не тонут, а всплывают к поверхности сами и торчат из воды. Это касается не только ног, но и всей тушки. Хочешь вдохнуть — просто поверни голову набок и все. В бассейне сложнее… В третьих, мелкая ветровая волна, которая была в этот день, как ни странно, вообще не мешала дыханию. Ни когда плывешь против нее, ни когда плывешь по ней, ни когда плывешь вдоль нее. Это было большим приятным открытием.

Были и неприятности. Гидрокостюм сильно мешал первые полчаса. Однако к концу тренировки я уже перестал его замечать. Кроме того, почему-то постоянно возникало ощущение, что я не двигаюсь в воде. Поднимаешь голову и видишь, что проплыл несколько метров, но пока голова в воде, то возникает полное ощущение, что ты стоишь на месте, несмотря на усилия. Очень странно… Это провоцирует вкладываться в гребки, что плохо. Кроме того, по-началу может немного сбивать с толку, когда тебя болтает волной из стороны в сторону. Порой, трудно удержать баланс. Как показали последующие дни — что-то прекрасно тренируется, а к чему-то нужно просто привыкнуть.

В этот день я уходил с тренировки слегка озадаченным. Начали возникать подозрения, что все не так уж плохо. По крайней мере, половина кирпичей в фундаменте моих тревог оказались с трещинами и он уже не казался таким монолитным. Впрочем, сегодня Маша меня явно пожалела, но так не будет длиться вечно. На следующий день предстоит куда-то поплыть. Хотя, в душе уже начал появяться осторожный интерес. Например, к тому, что можно сплавать на остров. По-моему, мы даже обсуждали этот вопрос :)

День 2

Тренировка была похожа на предыдущую, однако под конец тренировки Маша предложила сплавать вместе до ближайшей лодки. Это было правильное решение. Дважды правильное. Даже трижды. Во-первых, потому что она плыла рядом и это давало уверенности в незнакомой обстановке. Вообще, оказалось, что когда кто-то плывет рядом, это интереснее, чем плыть одному. Не знаю почему. Во-вторых, дистанция была очень короткой — до лодки было всего метров 100. В-третьих, глубина не превышала 2-3 метров. Как ни странно, сплавали мы туда очень легко. Ничего не мешало, кроме мелкой волны, которая немного мешала плыть туда, зато прямо сама несла назад. С дыханием проблем не было. Наверное, помогала возросшая плавучесть.

Уходя с тренировки, я уже чувствовал, что я могу плавать в море. Да, это было всего 200 м, но мне ничего не мешало и можно было плыть дальше. В душе появилось сложное ощущение, которое можно определить, как странную смесь осторожной эйфории от новых впечатлений и все еще легкой тревоги по поводу предстоящего на следующий день более долгого заплыва. Все еще было ожидание некоего подвоха. И все же, я думаю, Маша именно в этот день заметила первый блеск в моих глазах.

День 3

Деталей разминки не помню. Но, в целом, она была всегда похожа, за исключением некоторых специфических упражнений, которые Маша обычно даёт для коррекции моих косяков или для подготовки к тем задачам, которые мы будем решать в этот день или на следующий.

А потом мы поплыли и уже заметно дальше - этобыло уже небольшое путешествие, пусть и на мелководье вдоль берега. Глубина по ощущениям не превышала того, к чему мы привыкли в бассейне — 6м. Хотя иногда подбирались к краю подводного каньона и наблюдали более темную синеву и ощущали прохладу близкой глубины.

И снова, я не скажу, что это было моим пределом. Можно было плыть и дальше. Здесь я отметил для себя интересный момент. Если в бассейне у тебя начинает сбиваться дыхание, то это часто психологически непросто взять под контроль. Возникает ощущение борьбы за жизнь и желание плюнуть на все это и остановиться у бортика. В море это почему-то происходило намного проще. Ты как-то более адекватно реагируешь. Сбивается дыхание — расслабляешься и сбавляешь темп. Нет желания прекратить заплыв. Нет той нервозности. На знаю, у кого как, но для меня это главная проблема, поэтому в бассейне я бы еще долго не смог проплыть такую дистанцию. И вот именно в тот день я почувствовал, что я способен эту проблему преодолеть. А ведь это тот барьер, за которым как-раз и открываются новые горизонты. Пожалуй, это самое главное, что мне дало море.

Видимо, это и стало тем моментом, когда все мои сомнения развеялись и вот тогда Маша уже точно должна была видеть мой восторг :) Видимо, именно преодоление всех этих ненужных сомнений и усилило впечатления. Создало контраст между печальными ожиданиями и приятной реальностью. Не знаю, как это выглядело снаружи, но внутри это была не просто радость  - это был восторг. И, хотя я сдерживал его проявления, уверен, это нельзя было не заметить :) То, что получилось сегодня, раньше казалось фантастикой.

Последующие дни

Последующие дни уже не буду описывать отдельно. Там все было похоже: разминка, потом заплывы, которые постепенно удлиннялись. Иногда Маша плыла вместе со мной, иногда была на каяке. Она видела, что я справляюсь и ставила новые ориентиры каждый день. По-моему, иногда хитрила :) Знаете, такие тренерские штучки вроде: да мы же вчера дальше доплывали, вот до того дома/ буя. А может и правда доплывали :) Но я не чувствовал большого челленджа, и это стало сюрпризом и для меня, и для Маши. Не ныл, не жаловался, не просился назад, как я это обычно делаю в бассейне. Почему-то было легче и интереснее, чем в бассейне. Может потому и легче, что интереснее?

На 4-й день это было уже примерно 2 км. Причем планов таких и не было. Просто плыли пока плылось. Время от времени останавливались, висли на буях и решали: ну что, дальше или назад? Решали плыть дальше и плыли, плыли. Часы с GPS показали 2.49 км, но мы им верить отказываемся — уж больно затейливые кренделя в записанном маршруте. Больше доверяем замерам по карте и на часы потом уже больше не ориентировались.

В один день волна была заметно больше и мы уже готовились дышать в одну сторону. Но этого делать не пришлось даже в тот день. Все мои страхи относительно помех со стороны мелких волн оказались беспочвенными.

В последний день планировали проплыть всю мелководную часть бухты от начала до конца. Замеры по карте показали примерно 2.5км. Но поскольку было не очень понятно, как туда добраться, то сошлись на более близкой точке. Побоялись, что если идти туда пешком по жаре, то уже потом и плыть не захочется, а наш водитель в этот день был в отъезде. В итоге, было что-то около 2км.

В этот день уже не было такого куража, как в предыдущие дни. Возможно потому, что головой я уже был в Москве (вечером того же дня был самолет). А может быть еще сыграло то, что маршрут по большей части был мне уже знаком и уже было не так интересно. А может и просто усталость накопилась. Но мы таки его проплыли! Я в воде, а Маша на каяке. Из этого опыта, кстати, напрашивается мысль о том, что нужно плавать в разных местах и по разным маршрутам для поддержания интереса. Нужно проверить эту теорию в следующих поездках :) Но тут моя фобия глубины не дала большого выбора. А ведь была мысль сплавать на остров. Но мы решили не портить впечатление от поездки в последний день :)

Отдельно хочу отметить очень комфортную, легкую и позитивную атмосферу в нашем плавательном лагере. Не знаю, всегда ли так бывает или нет, но в нашем случае было именно так.

Выводы

По результатам поездки напрашиваются следующие выводы, резюмирующие мои открытия:

• в море действительно легче плавать во многих отношениях. Не рассматриваем экстремальные условия
  • плавучесть в море сильно выше, чем в бассейне. От этого нам, новичкам, легче дышать, поэтому уходит меньше сил. Правда, всплывающие ноги требуют некоторой привычки
  • море вскрывает некоторые ошибки техники. Например, у меня проявилась проблема с балансом из-за высокой плавучести и боковой волны. В бассейне она так сильно не проявлялась
  • с другой стороны, это позволяет сразу исправлять вскрывшиеся огрехи и тем подстегивает прогресс. Например, мой проблемный баланс, проявившийся только здесь, мы здесь же и исправили
  • море развивает уверенность в себе. Теперь, приходя в бассейн, я чувствую себя гораздо увереннее на дистанциях более 100м, чем это было раньше
  • море дает больше информации. Здесь длинная дистанция переносится легче, за счет чего появляется возможность полнее сконцентрироваться на своих движениях и ощущениях. В бассейне мне это не удавалось
  • в море интереснее плавать. Особенно, если ты плывешь не один
  • стоит иногда верить тренерам :) Если говорят, что ты готов, значит ты готов. Не стоит ничего выдумывать. Им и самим не интересно мучаться с теми, кто не готов.
  • никто не собирается устраивать вам Спарту. По крайней мере, если вы новичок. Тренеры знают, на что вы способны и что вам нужно. В моем случае все было именно так, как было нужно, за что спасибо Маше!
  • в Вурвуру для совсем начинающих, на мой взгляд, неожиданно хорошие условия. Для плавающих новичков вроде меня — просто тепличные. Вообще, Вурвуру оказался для нас приятным открытием.

Постэффекты

Первая тренировка в бассейне после поездки была не самой приятной. Отсутствие гидры давало ощущение невероятной легкости. Однако ноги сильно тонули, поскольку уже нет той плавучести, что в море. И только к концу первой тренировки я наконец-то снова стал скользить.

После моря было трудно найти интерес к первой тренировке в бассейне. Казалось, что там скучно, плитка дна перед носом. Такова плата за яркие впечатления.

Значительно возросла уверенность в себе, в воде.

Если раньше интереса к открытой воде не было и поездку в Грецию я рассматривал как отдых с физкультурой, то сейчас это уже совсем не так. Не могу сказать, буду ли заниматься этим всерьез, поскольку страх глубины никуда не делся. Но вкус этого блюда показался интересным и заставляет с интересом смотреть в этом направлении.

PS: регистрация на следующий курс уже открыта.

Для того что бы оставлять комментарии необходимо авторизоваться!