Мне была очень интересна сама идея проплыть марафонскую дистанцию. Этому способствовало вдохновение, которым заразил добрую половину мира Терри Лафлин, и тот факт, что я такие дистанции никогда раньше не плавал.
Во времена, когда я активно тренировался, длинной дистанцией в плавании считалось 1500 м. Мало того, что разнообразия почти нет, так еще и все взоры были прикованы к героям заплывов на 100 и 50 м. Ситуацию сильно изменил Владимир Сальников, но говорить о популярности стайеров в плавании еще долго не приходилось.
Теперь все сильно по-другому и 10 км – это только «дверь» в марафонские дистанции.
Итак, мы решили проплыть 10 км из прекрасного Блю Холла в приветливый Лайт Хаус в центре Дахаба (Египет, Красное море). Кстати, там именно 10 км. Но линия берега совсем не прямая, поэтому есть масса вариантов, как проплыть больше.
Чем все закончилось?
Собственно, основаниями считать заплыв не очень успешным служат как минимум две причины:
- травмированное плечо
- время заплыва сильно больше, чем можно было ожидать
Кроме того, были другие сильные и очень познавательные минусы. Но об этом немного ниже. Итак, все по порядку.
Как я готовился
Готовиться к 10 км у меня времени было не много. Последние 7 лет я очень привык тренировать других и очень не привык тренировать себя.
Времени удалось выкроить только пред началом общих тренировок. По утрам я с удовольствием приходил на безлюдный мини-пляж в Нирване. В это время, кстати, во многих местных кафе и ресторанах уже включают напевы сутр. В этих сутрах все очень непонятно, как и почти все для меня в исламе. Но эти неспешные и растянутые до бесконечности мелодии, оказалось, как нельзя лучше настраивают на спокойную утреннюю тренировку.
Времени на утренние самостоятельные заплывы было час-полтора. Поэтому, готовясь к десятке, я проплывал много дистанций 2-5 км, повторяя их каждое утро в разных условиях: хорошая и плохая погода, по течению и против течения, в расслабленном темпе и разгоняясь до более быстрых режимов.
Так тренироваться вполне можно, если принимать во внимание несколько моментов:
- обязательно нужен яркий и заметный буй (про это даже пояснять не буду)
- лучше хорошо знать местные входы-выходы, что не так просто в Дахабе
- не следует бояться неожиданных встреч :)
Казалось бы, с подготовкой все отлично. Но не тут-то было…
Утренний Блю Холл
В 9 утра мы уже выгрузились дружной компанией из джипа в Блю Холле. Каяк, который мы использовали для подстраховки, был оставлен в Каньоне (примерно 3 км от старта). Маша Чайковская любезно согласилась быть нашем ангелом-хранителем и в результате ей пришлось мужественно провести три с лишним часа за веслом под изнуряющим солнцем.
На старте нас было шестеро: Евгений Макаров, Екатерина Костарева, Кирилл Черных, Григорий Булкот, Анна Бесстрашнова и я.
Утренняя погода в Блю Холле на удивление порадовала. Зная, как она умеет быстро меняться, мы буквально запрыгнули в гидрики, намазали все незащищенные места кремом от загара, а в особенных местах – вазелином (хоть здесь проколов не было).
Еще в джипе я попросил всех не гоняться, это же не соревнования, а просто дружеский заплыв. Другой договоренностью было не заплывать далеко в море. Как минимум нас должен спокойно найти сопровождающий каякер, а это можно сделать только у берега. Сам я решил, что поплыву вдоль рифа, так как это облегчает ориентирование (не надо поднимать голову). Это была первая, но далеко не последняя ошибка.
Вот мы уже сфотографировались на старте, хлопнули друг друга по плечу и вошли по пояс в воду. Маша дала обратный отсчёт и началось.
Начало гонки
Да, оказалось, что нас все-таки ждет гонка. Темп на старте задал Женя и это нормально — у каждого своя стратегия и уровень подготовки. Но спрашивается: я-то зачем в этом темпе поплыл? Кстати, в стартовом восторге я заметил, что плыву в непривычном темпе только метров через 500, когда мы уже начали огибать мыс на выходе из Блю Холла. Тогда бы сбавить обороты и вспомнить, что мы там планировали. Но драфтить за Женей было отлично и я даже подумал, что повезло сразу найти бодрого лидера, силы-то есть и их как бы немеренно. Я только беспокоился, а нравится ли Жене, что я изображаю «рыбу прилипалу»?
Примерно через километр Женя начал сбавлять обороты. Во всяком случае, мне так показалось. И я решил, что «пора идти вперед» (ну, зачем??).
Приближаемся к Каньону. Встреча с Гришей
Эта часть дистанции мне хорошо знакома и преодолеть её получилось за слишком даже хорошее для меня время — около 45 мин. Это время вполне подходит, если собираешься выйти прямо в Каньоне. Но мне-то сильно дальше.
Здесь меня ждала первая неприятность — у самого Каньона первый раз начало сводить ногу. Тогда это было лишь неприятное ощущение — кто его чувствовал раньше, ни с чем не спутает. В таких случаях сразу бывает понятно — ещё одно неаккуратное движение и «мышце капец».
Я уже начинал раздумывать, где высосать первый гель и попить, как увидел, что меня кто-то догоняет. Не знаю, понимаете ли вы, но в плавании это можно сделать, когда, по сути, тебя уже догнали. У нас нет зеркал заднего вида и оборачиваться тоже не принято. Первое ощущение было не из приятных: «Меня кто-то догнал!!». Неужели я все-таки плыл медленно? Гриша Булкот (а это был именно он) поравнялся со мной и дружелюбно улыбнулся, как бы спрашивая — можно присоединиться? Это совсем другое дело. Я только после марафона понял, что мне очень повезло, ведь до самого Лайт Хауса мы дальше плыли вместе.
Еще через несколько минут нас встретила на каяке Маша и начала сопровождать уже подрастянувшуюся группу. Мы с Гришей тут же сделали короткую остановку, перекусили, сделали несколько глотков пресной воды. Гриша выразил удивление, как мы быстро добрались до Каньона и какой темп я задал. Вот незадача, оказывается, это я задал темп.
Пока мы висели на буях, ногу немного отпустило. Кстати, я до сих пор уверен, что приводить ее в порядок мне помогали гели с изотониками. После них действительно ощущался прилив энергии, а судорога становилась менее заметной. Вода, конечно, тоже была в пользу, но гели просто казались спасением.
Плечо пловца
Вернее, плечи. Первым о болях в плече заговорил Гриша, но не обошла напасть и меня. Левое плечо начало болеть примерно на отметке 5 км. К этому времени темп снизился сам по себе: сказывалась усталость и регулярно сведенные (у меня) ноги. Понятно, что от боли в плече скорость тоже не увеличилась. Я пытался давать меньшую нагрузку на левую руку, но это слабо помогало. К этому времени море перестало быть спокойным, а работа рук в таких условиях всегда неравномерная.
Интересно, что примерно через час после первых симптомов тело как бы потеряло чувствительность и я, ощущая боль, престал на нее реагировать.
Так мы и «ковыляли» до финиша, старательно огибая рифы. Справедливости ради надо сказать, что Маша несколько раз подплывала к нам на каяке и говорила, что мы слишком близко держимся к берегу. Я думаю, ее тогда беспокоили волны, а не лишняя дистанция, которую мы с Гришей «намотали». Но мы вели себя действительно странно: отплывали немного от берега, а потом снова оказывались у самого рифа, сами того не замечая.
Кстати, с внешней стороны почти всё время плыл именно я, так что плохая навигация – целиком и полностью мой недосмотр. Надо было хотя бы меняться.
Плавание вдвоем
Я давно уже знал, как здорово плавать вдвоем, особенно если драфтить — это заметно помогает второму пловцу. Грамотный ведущий запросто может «вытянуть» на призовое место в соревнованиях. Но тут совсем другое.
После того как устали, мы совершенно перестали придерживаться каких-либо правил драфтинга и просто плыли на одном уровне, любуясь красотами подводных пейзажей, которые медленно проплывали под нами. Красное море в этом плане удивительно и неповторимо.
Я то и дело смотрел, как вытягивается рука Гриши вперед, начинает гребок и плавно возвращается обратно почти синхронно с моей рукой. Темп был одинаковый, хотя мы и старались плыть как можно быстрее. Опять-таки зачем? Наверное, все еще хотели обогнать всех остальных.
Финиш
Между тем погода стала совсем неприятной. На последних двух километрах, когда мы уже плыли вдоль набережной Дахаба, сил оставалось совсем мало. Я делал вдохи в сторону берега и наблюдал, как медленно тянутся знакомые отели. По волнам начали прыгать кайтеры — лучший признак крепкого ветра. Только обогнув косу на входе в бухту Лайт Хауса, можно было почувствовать себя дома.
Ребята нас уже встречали с горячей масалой. И это было как нельзя кстати.
После марафона. Выводы
Плечо у меня не проходило несколько месяцев. Я даже умудрился собрать и обобщить информацию о подобных инцидентах у пловцов: Травма плеча при плавании на длинные дистанции. Для меня, скорее всего, наиболее «губительной» причиной стало плавание в непривычных режимах.
После заплыва я проанализировал небольшие видеонарезки, которые были сделаны Машей, и с удивлением обнаружил, что плыл в темпе 1,2 сек на гребок (во всяком случае в первой части дистанции). На своих ежедневных тренировках я никогда не ставил темпы быстрее 1,4 сек.
Это основной вывод — готовясь к дистанции, надо плавать в тех темпах, которые будут встречаться на заплыве. А на самой дистанции придерживаться режимов, хорошо знакомых по тренировкам.
На десятке вполне возможно плыть в режиме 1,4 – 1,5 сек и показывать приличное время. Быстрее точно не нужно, особенно если вы не олимпийский чемпион и вам не 15-20 лет. Желательно уметь укладываться в 4 часа. Это общепринятый стандарт: на организованных заплывах через 4 часа в любом случае отстающих начинают «приглашать» из воды.
Очень полезен опыт преодоления дистанций, приближенных к 10 км. Для подготовки к первой десятке вполне подойдет 7 км (за 3 часа и быстрее).
Не надо плыть в режиме «огибания местности», если, конечно, нет желания проплыть больше запланированного. Линия рифов везде очень неровная и лучше всего плыть вдоль берега на расстоянии 100-200 метров от берега. Для ориентирования не нужно часто смотреть вперед, берег на этом расстоянии хорошо видно при вдохе. Да, дышать придется в сторону берега. Но это тоже можно и нужно тренировать.