Жизнь, наполненная глубиной

Отчет об обстоятельствах гибели фридайвера-спасателя Стивена Кинана

6 ноября 2017 AIDA опубликовала отчет об обстоятельствах гибели фридайвера-спасателя Стивена Кинана при попытке проныра Арки дахабского Блю Хола, совершенной рекордсменкой мира Алессией Зеччни 22 июля 2017. Здесь переведена основная часть этого отчета. 

 

Стивен Кинан

 

Стивен Кинан организовал проныр Арки дахабского Блю Хола рекордсменкой мира Алессией Зеччини. Он руководил командой из восьми фридайверов-спасателей. В проекте также участвовали три аквалангиста, но они не были в команде, обеспечивающей безопасность, а были приглашены для подводной съемки.

Стивен сам проныривал Арку в 2016 году. Более того, перед этим он был организатором двух других проныров, а также участвовал в нескольких таких мероприятиях в качестве спасателя.

Алессия Зеччини тренировалась в Дахабе в течение трех недель перед попыткой проныра Арки. Она была в прекрасной физической и психологической форме, совершала погружения в дисциплинах FIM и CNF на глубины, близкие к текущим женским мировым рекордам. За день до попытки проныра Арки, 21 июля, Алессия сделала тестовые погружения в бухте Light House, чтобы оценить полное время проныра Арки. Они дали возможность предположить, что дайв с прохождением Арки должен занять 2'40'' - 2'50''. Вечером этого же дня был организован главный брифинг с участием Алессии и всех сейфити-фридайверов.

Утром 22 июля вся команда отправилась в Блю Хол, где прошел еще один детальный брифинг, на котором также присутствовали технические даверы. Стивен дважды подчеркнул, что Алессия должна держаться правой части Арки во избежание столкновения с техническими дайверами, ведущими съемку погружения, находясь с левой стороны. Стивен также объяснил Алессии, что выход из Арки нечетко обозначен, но он сам будет ждать у выхода, чтобы направить ее.

Начало мероприятия было отложено с 11:00 на 11:20, чтобы установить оборудование в спокойной обстановке.

Буек №1 был закреплен внутри Блю Хола в 5 метрах от рифа на зафиксированной перпендикулярно поверхностной веревке (surface line), что обеспечивает постоянное положение буйка. Трос был установлен на глубину -52м. Буек №2 был за пределами Блю Хола напротив выхода из Арки, он удерживался в постоянном положении одним из сейфити-фридайверов, ответственным за выполнение именно этой задачи. Трос был установлен на глубину -55м. Буек №3 нес баллон со 100% кислородом, он удерживался вблизи буйка №2 другим сейфити-фридайвером.

Девятикилограммовый мешок с песком для погружения с переменным весом был закреплен на буйке №2. Он предназначался для Стива, чтобы нырнуть на -55м и встретить Алессию на выходе из Арки. Второй такой мешок был закреплен на буйке с кислородом (№3) в качестве запасного. Стивен использовал такие системы для погружения с переменным весом более 25 раз для страховки на глубинах порядка -50м, встречая фридайверов с -100+м. Он очень хорошо знал эту систему. Чтобы достичь глубины -50м, нужно порядка 40 секунд.

Морские скутеры в настоящее время не разрешены к импорту в Египет. Стивен все же искал пути ввезти пару таких скутеров.

В ресторане Aqua Marina напротив Блю Хола, в 20м от входа в воду, был комплект первой медицинской помощи, включающий кислород и ручной аппарат для искусственной вентиляции легких (мешок Амбу). Там же был еще один запасной баллон со 100% кислородом. Не было ни автоматического внешнего дефибриллятора, ни аспиратора (прибор для отсоса жидкости).

 

Особенности Арки Блю Хола

Выход из Арки несимметричен. Ширина арки на глубине -55м около 10-15м. Известно, что фридайверы и технодайверы испытывают сложности в ориентации и затрудняются определить, находятся ли они еще внутри Арки или уже снаружи. Свет в районе выхода обычно однородный, так что ныряльщик часто не может определить, что выходит из Арки. При попытках проныра Арки, лишь немногие фридайверы находили трос для всплытия сразу при выходе. Большинство испытывали легкую дезориентацию. Это одна из главных причин, почему Стивен решил погрузиться с переменным весом на -55м и ждать Алессию на выходе, чтобы быть готовым направить ее к тросу для всплытия, если это будет необходимо.

 

План погружения в теории

Алессия должна была погрузится на -52м FIM за 1’00-1’05”, далее пересечь Арку DNF длиной 20-30м за 30-35”, держась правой стороны, затем медленно двигаясь к середине выхода, где был расположен трос для всплытия, - за ~10”. Там она должна встретит Стива и всплыть FIM 1’00-1’05”. Запланированное полное время дайва 2’40”-2’50”.

Стивен должен был начать свое погружение через 40” после того, как Алессия начнет погружение FIM – так чтобы оказаться на -55м через 1’20” (его погружение с переменным весом на -55м должно занять еще 40”: 40” + 40”= 1’20”) – к тому времени, когда Алессия приблизится к выходу.

Предполагалось, что Стив будет ждать Алессию на -55м и при необходимости проплыть несколько метров, чтобы встретить и сопроводить ее к тросу, поскольку Алессия должна была выйти с правой стороны и плыть горизонтально к середине, где был трос на всплытие FIM.

Когда оба они окажутся у троса, Стив должен был дважды потянуть веревку, давая сигнал второму сейфити-фридайверу начинать погружение на -25м, откуда он должен был сопровождать Алессию финальные 25м ее всплытия. Третий сейфити-фридайвер должен был нырять после второго и сопровождать Стива на финальной части его всплытия.

Один технодайвер должен был снимать погружение на входе на глубине -55м, второй – на выходе на той же глубине. Оба должны были держаться левой стороны Арки во избежание столкновения с Алессией. Третий скуба-дайвер должна была быть на -40м со стороны выхода, делая фотографии всплытия.

 

Погружение в реальности

Алессия начала погружение через 05” после запланированного времени. На первой стадии все шло согласно плану; Алессия вошла в Арку через 1’05” после начала погружения, в точности как это и ожидалось. Два сейфити-фридайвера, находящиеся внутри Блю Хола, наблюдали ее погружение на глубине. Один из них следовал за Алессией до глубины -35м, он наблюдал ее вход в Арку и подал сигнал об этом другому сейфити-фридайверу, находящемуся на -15м. Тот передал сигнал «ок» сейфити-фридайверу на поверхности внутри Блю Хола.

На поверхности, как только Алессия начала погружение FIM, Стиву был подан сигнал. В последний момент Стив без объяснений попросил отсрочить начало его дайва на 10” (вместо запланированных 40” после начала погружения Алессии, его дайв начался через 50”). Еще несколько секунд было затрачено, чтобы начать погружение с переменным весом (возможно, он сделал еще несколько «паковок», также пришлось затратить время, чтобы начать погружение с наполненным песком мешком). Компьютеры показывают, что на самом деле его дайв начался через 60” после начала погружения Алессии. На этой стадии Стивен был на 20” позже, чем планировалось. 40” заняло погружение с переменным весом на -55м. (1’40’’ от начала погружения Алессии)

Алессия пересекла Арку немного быстрее, чем предсказывал план (25-30” вместо 30-35”), и вышла на правой стороне рифовой стены в 2-3 метрах от нее. Она достигла выхода через 1’30’’ от начала своего погружения и, поскольку Стива там не было, думала, что она еще внутри Арки, и продолжала плыть вдоль рифовой стены под углом 90° от выхода, удаляясь от троса для всплытия.

Стив достиг -55м через 1’40’’ вместо запланированных 1’20’’. Алессия была уже в 15-20м от него, плывя в противоположном направлении.

Согласно плану, Стивен должен был быть на -55м на 20 секунд раньше. Алессия бы нашла его визуально или по так называемому «звуку группера» (фридайверы издают его горлом, подавая сигналы; Стив умел хорошо и громко делать такие звуки на этой глубине). Тогда она бы проплыла порядка 10м от правой части к середине выхода из Арки, где был расположен трос на всплытие (это хорошо видно на видео).

В это время на поверхности: второй сейфити-фридайвер ожидает сигнала Стива начать погружение – он должен был дважды потянуть трос. В ожидаемое время сигнала не было. Сейфити-фридайвер немного подождала, думая, что Алессия могла плыть медленнее, чем ожидалось, и Стив все еще ждет ее. Вскоре она все же нырнула на -25м, но не ей не был виден конец троса и донный груз. Ни Алессии, ни Стива не было видно ни в каком направлении. Можно предположить, что в этот момент они были в 50м от второго сейфити-фридайвера – вне поля зрения. Второй сейфити-фридайвер подала знак «проблемы» третьему на поверхности и начала всплытие. Как только она всплыла, третий сейфити-фридайвер начал погружение на -20м. В течение этого дайва второй сейфити-фридайвер осматривала поверхность в периметре 360°. На поверхности была видна лишь группа снорклеров в 40-50м от буйка №2 в направлении седловины Блю Хола.

В это время под водой: Стив  был на месте на 20” позже запланированного времени, увидел Алессию в 15-20м от себя и быстро поплыл за ней со скоростью 2м/с (в ластах-разножках). Он нагнал ее после 28” сверх тяжелого спринта в динамике. На этом моменте заканчивается видео. Отсюда информация о продолжении погружения основана на показаниях третьего скуба-дайвера и ее фотографий, а также на показаниях компьютеров Алессии и Стива.

Стив показался перед Алессией, проплыв под ней. К этому времени они были в ~50м от троса с правой стороны выхода из Арки в нескольких метрах от рифовой стены на глубине -40м. Время дайва Алессии было 2’08’’, время дайва Стива 1’08’’. Стив расположился перед Алессией, и они начали всплытие друг напротив друга. Первые 10-15м Алессия плыла самостоятельно. На глубине -30м Стив держал ее за бедра. Она была без ласт, так что Стив мощно греб, помогая ей всплывать. На фотографиях видно, что Алессия тоже гребла ногами.

По показаниям компьютеров, у Алессии и Стива были схожие графики всплытия. Можно предположить, что Стив потерял сознание между -10м и поверхностью. В таком случае, он бы все равно всплывал со скоростью порядка 1м/с, поскольку был положительно плавучим (на нем не было грузов для погружения с переменным весом).

Третий скуба-дайвер увидела происходящее со своей глубины -35м и сразу решила начинать всплытие. С глубины -5м она увидела Стива на поверхности без сознания лицом вниз. Алессия была над ней в нескольких метрах от Стива. Скуба-дайвер решила всплывать без запланированной остановки безопасности. Она вышла на поверхность рядом с Алессией. Та была в сознании, но казалась не отдающей отчета о происходящем, с отсутствующим взглядом; она выглядела парализованной. Технодайвер с криком встряхнула Алессию. Та пришла в чувства, и они обе посмотрели на Стива, Алессия перевернула его на спину и позвала на помощь. В этот момент сейфити-фридайвер, находящийся внутри Блю Хола прибыл на место событий. Другие сейфити-фридайвер увидели Стива и Алессию, когда технодайвер позвала на помощь. Алессия и Стивен вышли на поверхность минимум в 58м (возможно, до 70м) от буйка №2.

Сейфити-фридайверы, которые были внутри Блю Хола, прибыли на место происшествия первыми. К этому времени Алессия уже перевернула Стива на спину. Они сразу начали спасательное дыхание и буксировку Стива к берегу. Сейфити-фридайверы, находящиеся на буйках №2 и №3, заметили происходящее, когда услышали крики людей о помощи, и сразу начали толкать буек №3 с кислородом в их сторону. Они встретились перед поверхностной веревкой, пересекающей Блю Хол. Там Стива повернули в вертикальное положение, опираясь на буек. Один из сейфити-фридайверов держал его голову, другой делал спасательное дыхание, вдыхая кислород из баллона. После этой безуспешной попытки они отсоединили тренировочный буек, чтобы на нем доставить Стива к берегу, продолжая спасательное дыхание. Желтовато-белая пена выходила изо рта Стива, но в ней не было крови или розовой пены, которые бы указывали на баротравму легких. От входа в Блю Хол Стива пришлось буксировать без какого-либо плавучего приспособления.

Стива подняли, переместили в такси-пикап и доставили к прибывающей машине скорой помощи. Несмотря на все усилия, смерть Стивена Кинана была констатирована вскоре после прибытия в дахабский госпиталь.

 

Выводы

Дайв был хорошо организован:

- Погода была немного ветреной, и на море были волны и небольшое течение, которые, однако, не влияли на ход погружения. Зная, что Дахаб находится в очень ветреном районе, можно сказать, что условия в море были близки к средним.

- Достаточное количество людей было вовлечено в организацию безопасности и логистики дайва (8, не включая снимающих погружение скуба-дайверов).

- Брифинги были проведены надлежащим образом.

- Перед попыткой проныра Арки были проведены тестовые погружения для оценки общего времени дайва.

- Опыт Стивена Кинана в обеспечении безопасности при погружениях, процедурах в критических ситуациях, в использовании переменного веса для сейфити дайвов на глубинах порядка -50м был превосходным.

- Он хорошо знал топографию Арки Блю Хола, однако недооценил вероятность дезориентации атлета.

- Спортивная форма Алессии Зеччини была превосходной, и Стивен ожидал, что это погружение будет для нее легким и пройдет без каких-либо осложнений. 

 

По мнению AIDA, несчастный случай произошел из-за следующего главного фактора:

Стивен в последний момент отложил свой дайв на 10” и потратил еще несколько секунд на то, чтобы начать погружение. В итоге он был на нужной глубине на 15-20” позже запланированного времени, и Алессия не увидела его при выходе из Арки.

Далее, следующие элементы составили трагическую цепь событий:

Алессия была дезориентирована и продолжала плыть вдоль рифовой стены, удаляясь от троса на всплытие. Ее дезориентация может быть объяснена топографией Арки и тем, что она получила от Стива следующую информацию на брифингах:

- «Четко распознать, где находится выход из Арки, не всегда возможно»

- «Держись правой стороны во избежание столкновения с технодайверами»

- «Я увижу тебя на глубине, когда ты будешь выходить из Арки».

Далее, они стали всплывать в 40-50м от троса. Предположительно, они плыли не строго вертикально вверх ввиду отсутствия направляющего троса. Так что они достигли поверхности минимум в 58м, вероятно около 70м от буйка №2, где планировалось их всплытие. При такой дистанции их было трудно заметить, это осложнялось тем, что они всплыли за большой группой снорклеров. Алессия была не в состоянии оказать помощь Стиву, этого от нее и не ожидалось. Сейфити-фридайверы, скуба-дайверы и Алессия сделали все, что могли, когда распознали ситуацию. Желтая жидкость, выходящая изо рта Стива, указывает на то, что морская вода попала в его легкие. По определению, это «мокрое утопление». Задержка дыхания в конечном итоге продолжается дольше момента необходимого выхода и вызывает аспирацию и ларингоспазм разной степени. Это приводит к гипоксии, потере сознания и в итоге к остановке сердца. Желтая жидкость – это экссудат, попавший в альвеолы из расширенных лёгочных капилляров. Мокрое утопление заканчивается смертью в 85% случаев. 

 

Уровень безопасности был бы выше с применением некоторых модификаций в организации дайва:

Присутствие еще одного сейфити-фридайвера, ныряющего на -35м – между Стивом и вторым сейфити-фридайвером, ныряющим на -25м, чтобы обеспечить визуальный контакт. Использование мерцающих фонарей на донном грузе троса на всплытие. Использование Стивом морского скутера для глубокого сейфити-дайва. Возможно, использование направляющего троса внутри Арки – между тросами на погружение и на всплытие. Присутствие врача в Блю Холе, а также более опытного фельдшера в машине скорой помощи, могли изменить исход происшествия.

Зная, что это был первый дайв Алессии через Арку Блю Хола, обсуждается выбор протокола погружения FIM-CNF-FIM. Не имея ласт на случай, если она не найдет трос на всплытие, в отсутствие Стива, чтобы направить ее, погружение Алессии стало рискованным.

Зная о большом опыте Стива, сделан вывод о том, что подготовка погружения была на порядочном уровне. Однако после этого происшествия ясно, что необходимо повысить уровень обеспечения безопасности при организация таких дайвов.

Наконец, Стивен отвечал за организацию погружения и анализ потенциальных рисков. Алессия была в его ответственности и полностью доверяла ему. 

 

В настоящей момент, среди инструкторов по фридайвингу, находящихся в Дахабе, ведется обсуждение создания полностью укомплектованного набора для оказания первой медицинской помощи, включающего автоматический внешний дефибриллятор, прибор для отсоса жидкости и, конечно, баллон с  кислородом. Этот набор будет храниться в ресторане Aqua Marina в Блю Холе. Врач или фельдшер скорой помощи будут регулярно давать бесплатные тренинги, обучающие использовать эти приборы. Эти изменения будут реализованы в ближайшем будущем. 

Для того что бы оставлять комментарии необходимо авторизоваться!

Похожие статьи:

Тэги