Я, как и многие, вдохновенно соглашусь, услышав сентенцию «фридайвинг – это расслабление». Но вообще-то задержка дыхания вызывает стресс. В самом нейтральном смысле этого слова. В результате этого стресса надпочечники и симпатическая нервная система выделяют катехоламины – вещества, которые регулируют физиологические процессы. В наиболее высоких концентрациях продуцируются адреналин, норадреналин и дофамин. Катехоламины готовят тело к физическому усилию, поднимая кровяное давление, ускоряя пульс и повышая уровень глюкозы в крови. Эта гормональная реакция, возможно, в сочетании с нервной реакцией и воздействием гипоксии, обусловливает так называемый spleen effect - эффект сокращения селезенки.
Селезенка хранит 200-300 мл крови с высоким содержанием эритроцитов. Мы помним, что именно эти клетки транспортируют кислород. При задержке дыхания селезенка сокращается в одинаковой степени, независимо от того, находится человек в воде или на суше. Сокращение возникает при второй задержке и достигает максимума еще через 3-4 задержки, степень сокращения зависит от степени гипоксии.
Повышение содержания красных кровяных клеток ведет к сгущению крови и повышению резистентности сосудов. Через десять минут после дайва концентрация гемоглобина возвращается к своему начальному уровню.
При задержке дыхания в почках возникает локальная гипоксия, которая обуславливает активное продуцирование гормона эритропоэтина. Эритропоэтин стимулирует рост и созревание красных кровяных клеток в костном мозге. Вместе с эффектом сокращения селезенки это дает прирост концентрации гемоглобина от 2 до 5%. Для сравнения, у тюленей при нырянии гемоглобин может повышаться на 60(!)%. Каким бы малым ни казался этот эффект у людей, он чрезвычайно важен для увеличения длительности задержки дыхания и успешного выступления.
Автор: Елена Петрушина
Идея: Ирина Зеленкова
В заметке использованы материалы статьи «The Role of Training in the Development of Adaptive Mechanisms in Freedivers» команды авторов под руководством Andrzej Ostrowski Ph.D. (Kraków, 2012)