Жизнь, наполненная глубиной

Обучение детей нырянию

Я написала эту статью до того, как поработала над созданием детской программы AIDA Youth в большой группе экспертов со всего мира. В коллективных обсуждениях мы пришли к тому, что лучше не называть детские занятия "фридайвингом". Ведь действительно, этот спорт подразумевает некую соревновательность и стремление к увеличению результатов. На детских курсах нет такой соревновательности, нет минимальных нормативов. Напротив - глубины, дистанции и время погружения рекомендуется ограничивать. Так что в статье будем говорить об обучению детей нырянию, о водных навыках. 

 

В последние годы многие родители, даже не связанные с фридайвингом, хотят обучить своих детей нырять. Хорошая идея, но при важном условии – у ребенка должен быть если не собственный запрос, то хотя бы согласие заниматься. Это не единственное условие: важно отсутствие противопоказаний к занятиям и умение держаться на воде. 

Обучать детей нырять можно как в бассейне, так и на море – желательно, чтобы вода была не холоднее 23°C, ведь они быстро мерзнут даже в костюмчике. Большое значение имеют прозрачность и свет – в мутной воде страшно. 

Для детей чрезвычайно важны терпимость, понимание и честность тренера. Инструктор должен уметь ждать, пока ребенок поймет задание и подготовится к попытке, и наоборот – уметь спокойно перенести тот факт, что дети наперебой поспешат нырять как попало, не дослушав установок тренера. Важно уметь объяснять одни и те же вещи разными способами, добиваться послушания без угроз. Важно заслужить доверие и уважение учеников; важно, чтобы они не стеснялись поделиться тем, что им дискомфортно или что они чего-то не понимают. И очень важно не врать: о том, что в воде не страшно, о том, что нырять легко, о том, что затруднения не бесят, о том, что взгляды не смущают. Терпимость, понимание и честность по отношению к самим себе должны стать частью освоенных на курсе навыков.

фридайвинг для детей

 

Обучение детей 6-11 лет

Дети, хорошо знакомые с водой, обожают плавать и нырять. Они спокойно тренируются на глубине, большей их роста. При этом ставить буйки нужно там, где хорошо видно дно, и желательно, чтобы конец веревки был близко от него – тогда у ребят есть дополнительная мотивация. Они любят касаться дна или хватать горстку песка в доказательство своих достижений.

Часто на курс приходят дети с готовым запросом научиться продуваться: «хочу и могу нырять глубже, но ушки болят». Навык выравнивания давления дети, начиная с определенного возраста, осваивают весьма успешно, хоть и не всегда быстро. Самому младшему ребенку, которого мне удалось научить продуваться, было 4,5 года (тетыле с половиной узе). Однако именно опыт обучения детей 4-5 лет, показал, что необходимо ввести ограничение по возрасту и принимать на курсы только с 6 лет. Дело в том, что как бы успешно младший ребенок ни осваивал навыки, он забудет их применять, как только начнет нырять без установок тренера. Даже шести-семилетки забывают продуваться какое-то время после обучения, важно им об этом напоминать. Ведь разрыв барабанной перепонки у ребенка – это не только проблемы со здоровьем ушей в течение недель или даже месяцев. Это негативный опыт, связанный с нырянием и водой, от которого придется оправляться какое-то время.

Навык подготовительного дыхания и расслабления часто дается детям дольше, чем продувка – скучно и некогда этим заниматься, надо скорее нырнуть и достать вон до туда. Привыкнуть к выполнению этого навыка, конечно, тоже трудно. Детей, однако, можно убедить в том, что если правильно подготовиться, то задержка дыхания будет дольше. Правда, напоминать об этом тоже нужно много раз, и выполнять подготовительное дыхание вместе с ними.

Освоить восстановительное дыхание может быть полегче, однако дети выполняют его формально, ныряя на глубину; ведь, действительно, нырки получаются очень короткими, и нужды в эффективном восстановлении не возникает. Чтобы продемонстрировать важность восстановительного дыхания, после многократного формального повторения этого навыка можно пару раз предложить детям проплыть небольшую дистанцию в динамике и восстановиться после нее. Тренеру важно дышать вместе с учеником, чтобы он делал это «под диктовку».

Если у ребенка боязнь воды или глубины, заставлять его обучаться нырять не нужно.Тем более, не следует включать его в группу с активно ныряющими детьми – они не смогут ждать, пока тренер уделяет много внимания сокурснику. Дети вообще нетерпеливы, поэтому размер группы должен быть ограничен. Лучше, чтобы в группе начинающих было не более трех учеников на одного тренера (альтернатива: тренер + помощник), далее – инструктор может контролировать и четверых, но желательно на двух буйках. Родители могут наблюдать тренировку, плавая в стороне, но не вмешиваясь в процесс обучения. Если ребенок стесняется родителя, лучше не показываться ему на глаза и оставаться на берегу.

С детьми, чувствующими себя в воде неуверенно, лучше какое-то время заниматься отдельно, на малой глубине – там, где дыхательные пути всегда окажутся над водой, если встать на ножки. Нужно сформировать у ребенка доверие к тренеру и, в конечном итоге, к себе. Усложнение заданий должно быть постепенным – только тогда, когда малышу легко даются пройденные глубины и навыки. Чрезвычайно важен элемент игры: можно доставать со дна игрушки или колечки, плыть под водой или по поверхности от тренера к родителю, выполнять «акробатические» элементы, проныривать кольца или препятствия. Некоторых детей лучше просто оставить в покое и ждать, даже если это займет месяцы. Пусть играют около воды, потом на мели, потом поглубже; пусть видят играющих в воде взрослых и других детей. Можно помогать им осваиваться, но важно, чтобы они понимали, что вы лишь оказываете поддержку, но не настаиваете. 

фридайвинг для детей

 

Обучение детей младшего возраста

Дети 3-4 лет вряд ли освоят продувку; да и не стоит, наверное, пока. Подготовительное и восстановительное дыхания показать им следует в рамках ознакомления, но надеяться на то, что они будут выполнять их самостоятельно не нужно. Наилучшая ситуация для освоения принципов дыхания – динамика (в форме игры!). Цели обучения маленьких детей: освоить навыки плавания и подныривания, привить уверенность в своих действиях и создать представление о безопасном и опасном поведении в воде. Присутствие и участие родителей в обучении малышей желательно. Это даст ребенку чувство безопасности и «нормальности» ситуации, совместной вовлеченности в интересную игру и дополнительное поощрение, одобрение родителя. В младшем возрасте все это имеет большое значение для детей. 

Если ребенок собирается впервые использовать оборудование – маску, трубку или ласты, надо дать ему поиграть с ними на суше, даже лучше дома. Пусть пугает вас в маске, дудит в трубку, захаживает в ластах – хохочите и играйте вместе, пофоткайтесь. Лучше делать это не в тот же день, когда вы хотите попробовать запустить его с этим оборудованием в воду, а раньше – ему может понадобиться и не один день. Впервые оказавшись со снаряжением в воде, ребенок также будет осваиваться постепенно. Маску можно сначала просто приложить к поверхности и дать ребенку заглянуть под воду через нее, не надевая. Все нужно сначала использовать там, где совсем мелко. Помогающий взрослый тоже должен быть в таком же снаряжении. Будьте терпеливы! Даже некоторые взрослые боятся впервые надеть маску и дышать через трубку в воде. 

фридайвинг для детей

 

Если ваши дети учатся нырять

Чего родителям делать нельзя:

  • ругать, если что-то не получается; 
  • стыдить (!), сравнивать с другими детьми;
  • запугивать (это не значит, что нельзя делиться тем, что родитель испугался за ребенка, если, например, он нырял без присмотра);
  • вмешиваться в процесс обучения, перебивать тренера или детей, исправлять их ошибки;
  • говорить, что в воде нет ничего страшного – это неправда.  

Что родителям делать следует:

  • улыбаться ребенку, отвечать на его взгляды; дать понять: «я здесь», помахать, если он ищет вас глазами; 
  • радоваться его успехам, показывать эту радость лично ему;
  • признавать, что ребенку может быть страшно; давать понять, что вы будете рядом, пока он с этим страхом справляется;
  • слушать «лекции», вникать в теорию; выслушать и запомнить рекомендации тренера;
  • напоминать ребенку выполнять навыки (особенно продувку!), когда он ныряет после окончания курса.

Важнейшая вещь, которую должны знать и родители, и дети:

Нырять можно только под присмотром взрослых!

Доносить эту мысль до детей следует очень серьезно, но мягко. Нельзя ругать или наказывать детей за то, что они не выполнили это правило – это приведет к появлению стремления нарушить его в тайне. Однако искренне показать, что вы испугались за него, можно. При этом оставайтесь дружелюбными, продемонстрируйте, что вы рады, что с ним все в порядке, обнимите его. И снова очень серьезно скажите, что нырять можно только под присмотром взрослых. Покажите ребенку, как просто это сделать. Предложите пару фраз и способов привлечь к себе внимание: «Мам! Смотри, я буду нырять!», «Пап, пойдем поныряй со мной?». По-честному выполняйте такие просьбы. Не отказывайте в этом первые несколько раз, далее – отказывайте, только если причина действительно серьезна, донесите ее до ребенка, извинитесь и попросите его выйти из воды, пообещайте, что в следующий раз поныряете, и выполните это обещание вскоре. 

Для того что бы оставлять комментарии необходимо авторизоваться!

Похожие статьи:

Тэги