Возможности достижения выдающихся результатов во фридайвинге зависят от индивидуальных особенностей ныряльщика. По словам одного из самых известных фридайверов мира, Умберто Пелиццари, значительных результатов могут достичь только те, кто обладают «природным даром», подразумевающим как физическую, так и психологическую предрасположенность к данному виду спорта.
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – важный показатель для занятий фридайвингом, но он не всегда является ключевым. Высокие результаты могут также быть достигнуты как людьми с маленькой ЖЕЛ (например, Томоко Яманочи из Японии, жезненная емкость легких которой являлась всего 2,8 литра, совершила успешное погружение на 70 метров в дисциплине постоянный вес в ластах, что является значительной глубиной в женском фридайвинге), так и теми, чья ЖЕЛ значительно выше среднестатистической. Высокая жизненная емкость легких – характеристика большинства фридайверов (Seccombe et al., 2006). Неизвестно, что является ключевым для достижения высокого результата во фридайвинге: генетическая предрасположенность или изменения, вызыванные тренировками в воде и специальными дыхательными упражнениями. Вероятно, тренировки увеличивают подвижность суставов и дыхательных мышц, тем самым увеличивая размеры грудной клетки (Tetzlaff et al., 2008). Герберт Ницш, рекордсмен в дисциплине «без ограничений», с помощью специальных тренировок достиг показателя ЖЕЛ в 14 литров. Для сравнения, средний показатель у нетренированных людей: 6 литров у мужчин, 4 литра у женщин.
Определяющие факторы тесно связаны с возрастом, однако, в отличие от большинства видов спорта, во фридайвинге возраст играет куда меньшую роль. По большому счету, спортсмены в возрасте 20-30 лет наиболее успешны в соревнованиях по фридайвингу. Однако, анализ установления мировых рекордов показывает что рекорды бьют как люди в возрасте 20-30 лет, так и те, кому за 40. Поэтому фактор возраста не является в этом виде спорта решающим. Причины могут скрываться в том, что регулярные тренировки и технические навыки погружений на задержке дыхания развивают адаптационные механизмы тела и нарабатывают опыт. Примером могут послужить спортивные карьеры Жака Майоля и Энцо Майорки, увеличивавших глубины в течение нескольких десятилетий. Эти спортсмены достигли своих рекордных результатов в возрасте, близком к 60 годам. Жак Майоль установил свой первый мировой рекорд (60 метров в дисциплине «без ограничений») в возрасте 39 лет, а в 56 лет он совершил погружение на 105 метров. Его соперник, Энцо Майорка, установил рекорд мира в 101 метр, когда ему было 57 лет.
Другие примеры:
- француз Энди Ле Сос установил рекорд мира в статическом апноэ (7 мин 35 сек) и динамическом апноэ в ластах (164 метра) в возрасте 53 лет.
- американка Аннабель Бризено (рекордсменка мира 2003) совершила свободное погружение (Free Immersion) на 71 метр и пролежала в статике 6 минут 21 секунду в возрасте 53 лет.
- Билл Грэхам, рекордсмен США по фридайвингу, установил рекорд страны в статическом апноэ, когда ему было 64 года.
Предположительно, степень расслабления мышц, которая так важна во фридайвинге, по мере опыта и тренировок становится все значительнее. Кроме этого, с тренировками увеличивается устойчивость к пониженному содержанию кислорода и повышению углекислого газа. Аналогичные тенденции прослеживаются в адаптации человеческого организма к давлению больших глубин. Таким образом, не смотря на то, что физическая выносливость человека снижается с возрастом, это снижение компенсируется значительно большим увеличением уровня адаптации человека, что и позволяет более взрослым фридайверам достигать рекордных результатов (Pelizzari and Tovaglieri, 2009).
Молодые фридайверы с относительно небольшим опытом погружений также могут достичь хороших результатов в погружениях на задержке дыхания. Француз Гильом Нэри в возрасте 20 лет установил рекорд мира в постоянном весе в ластах – 87 метров. Еще один пример: канадец Тайлор Зеттерстрома смог показать результат в статическом апноэ немногим меньше 8 минут всего после нескольких месяцев тренировок.
Возраст фридайверов на момент установления мирового рекорда (по данным AIDA International):
- Вильям Трубридж (СNF, FIM) – 30 лет
- Наталья Молчанова (СNF, СWT, DNF, DYN, STA, FIM) – 46-51 год
- Герберт Ницш (CWT, VWT, NLT) – 37 – 40 лет
- Дэйв Муллинс (DNF) – 29 лет
- Горан Колак (DYN) – 28 лет
- Стэфан Мифсуд (STA) – 38 лет
- Аннели Помпе (VWT) – 29 лет
- Таня Стритер (NLT) – 29 лет
По многим факторам существенная разница между современными рекордсменами мира и сильнейшими ныряльщиками, которые погружались несколько десятков лет назад, демонстрирует огромные резервы человеческого организма, техническй прогресс и развитие методик тренировок, что может вызвать и дальнейшее повышение рекордов мира во фридайвинге.
Психология – крайне важный элемент в погружениях на задержке дыхания, возможно даже более важный, чем физические возможности. Фридайвер должен быть ментально отстранен от физического усилия, боли и напряжения в экстремальных условиях, а также от потенциальной угрозы здоровью и жизни. Ментальные предрасположенности имеют значительное влияние на «фазу борьбы», когда наблюдается выраженное увеличение углекислого газа в артериальной крови, сказываясь на продолжительности задержки дыхания (Schagatay et al., 1999). Фобии, относящиеся к продолжительным задержкам дыхания и глубоким погружениям, реакции на снижение уровня кислорода и повышения уровня углекислого газа, а также непредвиденные потенциально опасные ситуации под водой могут вызвать стресс, который тяжело преодолеть. Умение спарвляться и избегать таких стрессов – ключ к достижению высоких результатов.
Источник: «The role of training in the development of adaptive mechanisms in freedivers», Journal of Human Kinetics, volume 32/2012, 197-210.
Авторы: Andrzej Ostrowski, Marek Strzata, Arkadiusz Stanula, Miroslaw Juszkiewicz, Wanda Pilch, Adam Maszczyk.
Перевод: Константин Борисов, Ирина Зеленкова (Нарычева)